Одним из наиболее часто встречающихся вопросов по закону «О защите прав потребителей» является вопрос возврата и обмена телефонов. Ответ на него имеет множество нюансов. Давайте разбираться.
Сотовые телефоны, так же как планшеты и компьютеры, относятся к технически сложным товарам, перечень которых установлен Правительством РФ. Возврат телефона в течение 14 дней, если он качественно работает, но не понравился вам по модели, цвету, размеру или иным параметрам, невозможен. Действительно, некоторые непродовольственные товары можно обменять в течение 14 дней со дня их покупки просто потому, что они вам не понравились, но это не относится к сотовым телефонам и иной сложной технике.
Телефон или иную сложную технику можно обменять или вернуть в течение 15 дней со дня покупки, но только если в нем обнаружены технические недостатки. Покупатель должен передать товар продавцу и заявить свои требования – обменять на такую же модель или вернуть деньги. Если вы не отдадите телефон продавцу для проверки, то в случае судебных споров не сможете взыскать неустойку и штрафы за просрочку исполнения ваших требований.
По истечении 15 дней с даты покупки телефон можно обменять или вернуть только если в нем обнаружен существенный недостаток или если телефон невозможно использовать более 30 дней в течение года в связи с его ремонтом. Существенным недостатком является неустранимая поломка или поломка, которая выявляется неоднократно, или проявляется вновь после ее устранения, или другие подобные поломки. Во всех остальных случаях покупатель в течение гарантийного срока может потребовать от магазина или сервисного центра отремонтировать телефон и при необходимости бесплатно провести проверку обнаруженных поломок.
Во всех случаях обращения с претензиями в магазин обязательно оформляйте документы на передачу техники на проверку, возврат или обмен. Документы помогут вам зафиксировать дату обращения и понадобятся в случае подачи иска в суд.
Если продавец или сервисный центр после проведенной проверки заявит вам, что неисправность не обнаружена, то вы вправе обратиться к независимым специалистам для получения заключения о причинах неисправности техники. После подтверждения специалистом наличия в телефоне заводского брака можно обращаться с иском в суд и суд встанет на вашу сторону.
Есть еще один нюанс, касающийся сроков бесплатного ремонта, возврата или обмена техники. Обычно на телефоны продавец устанавливает гарантийный срок один год. Однако законом «О защите прав потребителей» предусмотрено, что покупатель может потребовать отремонтировать телефон, обменять его или вернуть деньги даже если с момента покупки прошло больше года, но не больше двух лет. Вся разница заключается в том, кто должен доказывать причину неисправности. Если телефон сломался в период гарантийного срока, то доказывать причину неисправности должен продавец. Если телефон сломался, когда гарантия закончилась, то доказывать причину появления неисправности должен покупатель. То есть покупатель при обнаружении поломки в течение двух лет после покупки может обратиться к независимым специалистам и установить причину поломки. Если причиной поломки является заводской брак, то покупатель вправе обратиться в магазин с претензией и заключением специалиста и потребовать бесплатно отремонтировать телефон или иную технику.